Свирск: 13:44    Москва: 08:44

Компания «Аккумуляторные Технологии»      Горячая линия: 8 800 22АКТЕХ

Пресса о нас

Итоги 2006 г.

26 декабря 2006 г.

Автобизнес в России продвигается гигантскими шагами, и главным образом за счет открытия на территории РФ автосборочных производств иностранных брэндов. С их появлением приходят на российский рынок и производители иностранных АКБ.

Автобизнес в России продвигается гигантскими шагами, и главным образом за счет открытия на территории РФ автосборочных производств иностранных брэндов. С их появлением приходят на российский рынок и производители иностранных АКБ. Конкуренция с каждым годом становится все более жесткой, тем не менее вместе со всеми сложностями, без которых уже давно немыслимо производство аккумуляторов в нашей стране, отрасль живет и развивается. И, надо сказать, в последнее время довольно успешно.

Развитие первичного и вторичного сегментов российского рынка АКБ определяется состоянием автомобильного бизнеса в стране и ее автопарка. Согласно данным ГИБДД, темпы роста автомобильного парка России составляют примерно 4—6% в год. На сегодняшний день на территории РФ насчитывается около 31,5 млн. машин. По прогнозам, к концу десятилетия эта цифра возрастет до 35—36 млн. автомобилей. Это напрямую отразится на емкости рынка аккумуляторных батарей.

Как показывает статистика, рост емкости рынка АКБ в среднем составляет 2,5—3% в год. По оценкам экспертов ЗАО «Электрозаряд», в 2006 г. в обращение на территории РФ из всех источников поступило более 13 млн. автомобильных аккумуляторов. Таким образом, в 2007 г., с учетом динамики роста автопарка и роста спроса на аккумуляторные батареи, емкость рынка приблизится к 13,5 млн. ед.

Российский рынок АКБ на сегодняшний день является очень насыщенным и высококонкурентным. Рыночная доля отечественных производителей на данный момент составляет около 52%, соответственно 48% спроса покрывается аккумуляторами иностранного производства (для сравнения, в 2003 г. российские компании контролировали до 65% национального рынка).

В числе основных поставщиков аккумуляторных батарей на российский рынок можно назвать следующие компании: Jonson Control — один из лидеров по количеству представляемых ею брэндов (марки Varta, Bosch, Delfi, Тепах); турецкая фирма Mutlu; словенская Tab; южнокорейская компания Delcor; австрийская компания Banner, испанская Tudor и др. Значительный объем импортных автомобильных аккумуляторов (более 1 млн. ед. ежегодно) поставляется в Россию из государств СНГ, прежде всего из Украины (Westa, Ista) и Казахстана (Kainar). В последнее время большую активность также проявляют китайские производители, продукция которых уже хорошо представлена на рынках азиатских стран.

Доля зарубежных производителей АКБ в первичной комплектации российских автозаводов пока незначительна и, по имеющимся у нас данным, составляет не более 3% (впрочем, в предыдущие годы зарубежные АКБ на первичный рынок не поставлялись вообще).

Что касается вторичного рынка, конкуренция в этом секторе становится все более жесткой. Как считают эксперты, рынок импортных батарей сегодня переживает настоящий потребительский бум, что в первую очередь связано с увеличением среднего душевого дохода россиян, а также с изменением потребительских предпочтений покупателей в сторону более дорогих автомобилей.

Отечественные производители АКБ
Российский производственный комплекс изготовителей автомобильных батарей на сегодняшний день включает семь предприятий, построенных в советский период, и еще с десяток заводов, которые были созданы в годы реформ и вышли на рынок после 1 января 2000 г., причем пять из них, по российским меркам, можно отнести к крупным.
Для того чтобы объективно оценить текущий потенциал отечественных аккумуляторных компаний, рассмотрим динамику их развития за последние четыре года. А именно, начиная с 2003 г., когда впервые за годы реформ совместными усилиями как «советских» заводов, так и заводов, возникших в пореформенный период, национальный комплекс по производству автомобильных батарей в максимальной степени приблизился к объемам производства 1990 г. Для сравнения, в 2003 г. было произведено 7,3 млн. батарей, в 1990 г., когда на территории страны действовало всего шесть аккумуляторных предприятий, — 7,6 млн. батарей.

С 2003 г. темпы роста производства аккумуляторных батарей в стране начали сокращаться по целому ряду экономических причин. Во-первых, произошло естественное перераспределение рынка в связи выходом на него новых национальных производителей и расширением доли импорта. Вторая причина — субъективная — ошибки менеджмента, которые часто случаются в процессе смены собственников и прихода к руководству новых неопытных управленцев. Среди ключевых экономических факторов, приведших к рецессии, эксперты также называют дефицит сырья и непрекращающийся рост цен на свинец, являющийся одним из основных сырьевых компонентов при производстве АКБ.

Сегодня российская аккумуляторная отрасль, похоже, начинает выбираться из кризиса. В целом за 12 месяцев прошлого года отечественными производителями было изготовлено 6 844 145 автомобильных АКБ, что на 7% больше, чем годом ранее, и даже несколько выше темпов роста автопарка страны. Тем не менее совокупный объем выпуска всего комплекса предприятий в 2006 г. составил лишь 93,5% от общего объема производства, достигнутого в «рекордном» 2003 г.

В минувшем году большая часть отечественных аккумуляторных компаний, включая ООО «Tubor», ЗАО «Аль-кор», ЗАО «АКОМ», ООО «Источник тока «Курский» и ряд других, смогла увеличить объемы производства, а вместе с этим и свою долю на рынке России.

Прежде всего хочется отметить тюменский завод «Алькор», в 2005 г. запустивший в строй цех по производству аккумуляторных батарей — прирост выпуска продукции на предприятии за январь-декабрь 2006 г. превысил 74%. В целом же за последние четыре года в ЗАО «Алькор» зафиксирован почти пятикратный рост производства — с 69,3 тыс. ед. в 2003 г. до 339,1 тыс. ед. АКБ в 2006 г.

Резкий рывок в минувшем году также сделал «Завод им. Дегтярева», на мощностях которого за рассматриваемый период было выпущено 163,1 тыс. стар-терных батарей (в 1,5 раза больше, чем годом ранее).

Бессменный лидер отрасли — Тюменский аккумуляторный завод — не дотянул до показателей предшествующего года всего 1,1%, или в абсолютных показателях 15,5 тыс. ед. Тем не менее это сказалось на рыночной доле предприятия. Удельный вес ОАО «Тюменский A3» в общем объеме российского производства АКБ за отчетный период снизился с 21,3 до 19,7% (и это несмотря на тот факт, что в течение первого полугодия 2006 г. предприятие демонстрировало исключительно положительную динамику, которая по совокупности 6 месяцев составила 4,16%).

ЗАО «АКОМ», напротив, продолжает стабильно наращивать производство, не сбавляя темпов, взятых пять лет назад, с момента запуска предприятия. В 2006 г. жигулевский завод полностью освоил проектную мощность по сборке АКБ в 1 млн. ед. продукции в год и подтвердил статус абсолютного лидера по динамике производства (за 12 месяцев прошлого года предприятие выпустило рекордное количество аккумуляторных батарей — 1023,4 тыс. ед., что на 25,8%, или 210,1 тыс. ед., больше, чем в 2005 г.).

Главной причиной такого развития компании можно считать значительно возросшие объемы поставок на конвейер ОАО «АвтоВАЗ», с которого «ушли» некоторые бывшие поставщики (на данный момент АКОМ обеспечивает до 60% потребностей Волжского автозавода в аккумуляторных батареях). Доля компании в общем объеме российского производства АКБ за 12 месяцев 2006 г. возросла с 12,7 до 15%. Расширяя количество партнеров среди автосборочных предприятий России ЗАО «АКОМ» сохраняет темпы роста поставок на комплектацию в пределах 130%. Динамика продаж в регионы, по данным пресс-службы компании, ежегодно составляет около 200%.
Положительные результаты по производству продукции, ее реализации, а также появление нового источника получения сырья (в ноябре состоялась первая плавка на заводе по переработке отработавших свой срок батарей) позволяют руководству ЗАО «АКОМ» планировать развитие предприятия в сторону наращивания мощностей и увеличения объемов производства до 2 млн. АКБ к 2008 г.

И еще один пример эффективной маркетинговой политики — нижегородская компания Tubor, действующая на российском рынке АКБ с 2001 г. В 2006 г. ООО «Tubor» наконец наладило отчетность в Росстате и оказалось, что по объемам выпуска продукции предприятие занимает на сегодняшний день третье место в отрасли: в январе-декабре 2006 г. компания изготовила 885,9 тыс. батарей, улучшив производственные показатели предшествующего года на 23%. Удельный вес ООО «Tubor» в общем объ еме производства автомобильных аккумуляторов в России за отчетный период расширился с 11,3 до 12,9%.

Существенную положительную динамику в минувшем году также продемонстрировало ООО «Источник тока «Курский» — завод выпустил 766,7 тыс. батарей, превысив результаты 2005 г. на 31,6% и поднявшись с шестого сразу на четвертое место в рейтинговой таблице.

Замыкает пятерку крупнейших отечественных аккумуляторостроителей, как и год назад, ЗАО «Подольский A3». Объем производства предприятия за отчетный период составил 725,9 тыс. ед. (+17% к уровню 2005 г.). Доля компании в структуре отрасли по итогам 2006 г. возросла на 1 процентный пункт — до 10,6%, что на фоне общего увеличения выпуска АКБ в России не может не вселять оптимизма.

Вместе с тем настораживает факт достаточно существенного снижения объемов производства некоторыми значимыми игроками — прежде всего речь идет об акционерном обществе «Комсо-мольский-на-Амуре A3», сократившем выпуск продукции по сравнению с 2005 г. более чем наполовину, а также о курском заводе «Аккумулятор», снизившем производство на 21,4%.

Не смогла сохранить объемы выпуска 2005 г. и иркутская компания «АкТех» — один из недавних лидеров отрасли. По итогам прошлого года ЗАО «АкТех» заняло лишь седьмое место в списке крупнейших российских производителей АКБ. Как объясняют в компании, на снижение отгрузок повлияло сокращение поставок батарей на первичный рынок (главным образом на конвейер АтоВАЗа).

По данным пресс-службы компании, в 2006 г. ЗАО «АкТех» произвело и по ставило потребителям более 546 тыс. аккумуляторных батарей, что почти на треть меньше, чем годом ранее. Из них 434 тыс. ед. АКБ были отгружены на вторичный рынок, что составило 92% от объема 2005 г. На конвейеры автозаводов в 2006 г. поставлено 112,3 тыс. автомобильных аккумуляторов (против 305 тыс. ед. — годом ранее).

Как объясняют в компании, ЗАО «АкТех» сознательно отреагировало на резкое снижение рентабельности работы на первичном рынке, вызванное нежеланием ряда автозаводов повышать закупочные цены вслед за ростом цен на свинец. Тем не менее, несмотря на ухудшение общей конъюнктуры рынка, иркутская компания продолжила укреплять позиции как поставщик качественных АКБ для комплектации автомобилей, направив усилия на бурно развивающийся сегмент российского производства иномарок. Так, в 2006 г. ЗАО «АкТех» получило официальное заключение о согласовании технических спецификаций на поставку в 2007 г. АКБ для автомобилей Kia (ОАО «ИжАвто») и Hyundai (ОАО «ТагАЗ»). УАЗ начал использовать АКБ марки «АкТех» емкостью 60 Ач для комплектации автомобилей Isuzu.
Одним из основных событий ушедшего года для компании стал запуск в строй в г. Свирске нового завода «Эколидер» по переработке аккумуляторного лома и производству свинца и сплавов, строительство которого велось с 2004 г. В текущем году компания планирует произвести и продать 1 млн. аккумуляторных батарей. Для этого будут продолжены работы по модернизации производства и совершенствованию качественных характеристик АКБ.

Проблемы и перспективы

Итак, основным фактором, ограничивающим развитие российских аккумуляторных компаний в 2006 г., стал продолжавшийся весь год рост цен на основное сырье — свинец. За 12 месяцев прошлого года цена 1 т свинца на Лондонской бирже металлов выросла фактически в два раза — с 900 до 1800 долл. (напомним, что в 2005 г. этот показатель увеличился примерно на 30%).

Поскольку доля свинца в себестоимости продукции составляет около 70%, рост розничных цен на аккумуляторные батарей по сути был неизбежен. Между тем двукратного роста цен российский рынок АКБ не выдержал бы — отечественные потребители и без того ссылались на слишком высокую стоимость аккумуляторов. Поэтому большинство компаний в течение долгого времени пыталось сдерживать розничные цены, в отельных случаях ограничивая производство и поставки. Тем не менее общий рост розничных цен в отрасли по итогам года составил 17—20%, как в России, так и на мировом рынке АКБ.

Основным источником добычи свинца на территории РФ является аккумуляторный лом, то есть отслужившие срок батареи. К примеру, 13 млн. автомобильных аккумуляторов, реализованных на российском рынке в 2006 г. после выработки ресурсов, дадут возможность получить в процессе их переработки 240 тыс. т свинца. Проблема лишь в том, как их собрать.

Имеющиеся ресурсы батарейного лома делятся на два вида: контролируемые и проблемные (соотношение их количеств — примерно 50/50).

Контролируемые — это ресурсы свинца, который содержится в аккумуляторах, эксплуатируемых корпоративными владельцами автомобилей и авто-тракторной техники. Проблема их утилизации в основном решена, в том числе за счет административного ресурса (процессом управляют природоохранные органы, отслеживающие каждую находящуюся у корпоративного владельца техники автомобильную или промышленную батарею: при прекращении эксплуатации ее необходимо в обязательном порядке сдать лицензированному сборщику). Поэтому те 110—120 тыс. т свинца, которые ежегодно перерабатывают аккумуляторные заводы, дает в основном этот источник.

Проблемные ресурсы — это ресурсы свинца, содержащегося в аккумуляторах легковых автомобилей частных владельцев. На сегодняшний день это практически неосвоенный сегмент; ежегодно он растет на 100—120 тыс. т свинца, из которых на территориях российских населенных пунктов формируются локальные экологические «бомбы». Для административного ресурса этот пласт технически недоступен, а для бизнеса — неинтересен, так как работа в этой сфере ничего, кроме убытков, не дает.

Развитые страны, учитывая как экономический, так и экологический аспекты, решили вопрос дотированием бизнеса и таким способом довели сбор батарейного лома до уровня 95—97%.

Россия, по мнению генерального директора ЗАО «Электрозаряд» Владимира Солдатенко, пока идет по другому пути : бизнес, занятый проблемой сборки и реализации батарейного лома, не только не дотируется, а обложен всеми существующими видами налогов в полном объеме.

«При нынешнем состоянии государственных финансов облагать налогами такие, защищающие здоровье и жизнь людей, операции, как сбор свинцового лома (и других веществ первого класса опасности), просто аморально», — считает эксперт и предлагает отменить налоги на «сборочный» бизнес, а также пересмотреть дискриминационные железнодорожные тарифы. Здесь необходимо пояснить, что ОАО «Российские железные дороги» относит руду к первому классу грузов (ее транспортировка рассчитывается по льготным тарифам), а батарейный лом — к третьему классу, предусматривающему самые высокие тарифные ставки. Очевидно, что батарейный лом, который в силу его опасности необходимо как можно быстрее убрать из окружающей среды, тоже должен быть отнесен к грузам первого класса.

Все вышеперечисленные вопросы необходимо решать незамедлительно и в комплексе, с учетом того обстоятельства, что созданные и осовремененные мощности существующих батарейных заводов уже сейчас технически готовы удвоить переработку батарейного лома и, таким образом, внести существенный вклад в решение задачи удвоения валового внутреннего продукта.

В целом же дальнейшее развитие российского аккумуляторного рынка, как первичного, так и вторичного, будет определяться структурой и путями развития автомобильного рынка России. Он, по многочисленным прогнозам, будет развиваться в сторону увеличения числа иномарок, в том числе российской сборки, что неизбежно приведет к росту спроса на импортные АКБ.

Чтобы составить конкуренцию зарубежным поставщикам, а также сохранить и укрепить свои позиции на российском рынке, отечественным производителям необходимо продолжать активно работать над расширением номенклатуры выпускаемой продукции, прежде всего за счет выведения на рынок новых специфических типов АКБ для автомобилей европейских и азиатских брэндов. Не менее важно — последовательно и планомерно осваивать новые рынки сбыта, в том числе за пределами Российской Федерации.

Журнал "Автобизнес"

Яндекс.Метрика

© 1999-2016. ООО «Аккумуляторные Технологии». Все права защищены.

При использовании материалов ссылка на данный сайт обязательна.

Горячая линия: 8 800 22AKTEX

info@aktex.ru

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.