Главная / Новости / Пресса о нас / Спрос на аккумуляторы...

Пресса о нас

25 февраля 2007 г.

Спрос на аккумуляторы рождает перманентное повышение цен

Участники рынка прогнозируют долговременную тенденцию роста цен.

Российский рынок аккумуляторов оценивается примерно в 12 млн батарей в год. При этом на долю первичного рынка приходится около 1,3 млн штук. Емкость вторичного аккумуляторного рынка России составляет 10–10,5 млн. Приблизительно 80 процентов аккумуляторных батарей на замену приходится на легковой автотранспорт. 20 процентов вторичного рынка АКБ — доля грузовых автомобилей и автобусов. Таким образом дела обстояли в 2005 году, да и на начало 2006 года ситуация не слишком изменилась. Правда, в текущем году наметился значительный прирост производства. Только за первое полугодие российские предприятия аккумуляторной отрасли выпустили более 3 млн аккумуляторных батарей. Индекс объемов промышленного производства составил 27,7 процента по сравнению с аналогичным периодом 2005 года.

Поскольку наше издание ориентировано именно на тех, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с грузовой либо специализированной техникой, в данной публикации мы рассмотрим вопросы, касающиеся производства аккумуляторов большой емкости. Если проанализировать состояние отрасли в целом, следует констатировать, что в РФ очень мало предприятий, специализирующихся исключительно на тяжелых батареях. Из крупных буквально единицы — Курский аккумуляторный завод, КнААЗ. Но зато хватает таких, производство которых смещено именно в сектор батарей большой емкости. В качестве примера можно привести лидера отрасли — Тюменский аккумуляторный завод. То же касается и структуры сбыта третьего в списке крупнейших производителей аккумуляторов России — аккумуляторного завода «Тубор». Многие предприятия, как, скажем, иркутские «Аккумуляторные технологии», предпочитают выпускать широкую гамму продукции, не акцентируясь особо на АКБ для легковых или грузовых автомобилей.

Разумеется, характер производства в значительной степени зависит от спроса на те или иные батареи. Поэтому производители зачастую вынуждены менять номенклатуру продукции. Да и цены на АКБ неуклонно растут, что аналитики, прежде всего, объясняют ростом цен на сырье. Например, компания «Аккумуляторные технологии» объявила с 1 декабря об очередном повышении цен на свою продукцию. Решение о поднятии цен было вызвано ухудшением конъюнктуры рынка сырья и, главным образом, резким ростом стоимости свинца на Лондонской бирже металлов, что напрямую отражается на цене свинца на российском рынке. Так, с июля 2006 года цены на свинец, являющийся основной составляющей себестоимости аккумулятора, выросли с $960 до $1765 за тонну. При этом запасы металла на рынке ежедневно сокращаются. С начала года металл, активно используемый в производстве аккумуляторов, подорожал на 61 %. В этом году запасы свинца на биржевых складах упали на 10 % и достигли уровня, который соответствует всего 5 дням мирового потребления металла.

За последнее время практически все аккумуляторные заводы России и стран СНГ объявили о соответствующем повышении цен на свою продукцию. К ноябрю рост цен составил от 4 до 10 процентов.

В данной публикации мы решили предоставить читателям возможность поближе познакомиться с некоторыми из предприятий, занимающихся производством аккумуляторных батарей большой емкости. Предлагаем вашему вниманию информацию, так сказать, из первых рук.

Открытое акционерное общество «Завод имени В. А. Дегтярёва» является крупнейшим машиностроительным предприятием Владимирской области, постоянно наращивающим свой производственно-технический потенциал и использующим при этом новейшие достижения научно-технического прогресса.

Для данного предприятия производство АКБ не является профильным. Тем не менее аккумуляторы «ЗиД» широко известны в РФ. Это и неудивительно — объемы продаж достигают 250 тысяч батарей в год. На заводе под производство аккумуляторов выделен участок, который в перспективе, с учетом довольно высокого спроса, планируется расширять. В настоящее время освоен выпуск нескольких типоразмеров АКБ с номинальной емкостью от 55 до190 А / ч и даже 215 А/ч.

Менеджер по продажам энергетического оборудования ОАО «Завод имени В. А. Дегтярёва» Олег ЗИМИН:
— В рамках конверсионной программы в конце девяностых на заводе была запущена в эксплуатацию линия итальянской фирмы Cosmec Batteries (Милан) по изготовлению аккумуляторных батарей с проектной мощностью 400 тысяч штук в год. Как раз на эту мощность мы и планируем выйти в ближайшее время. Кроме того, в ноябре мы запустили новую линию по производству тяжелых батарей емкостью от 132 до 215 А/ч.

Изготовление аккумуляторных батарей марки «ЗиД» ведется по полному циклу, начиная с поставки свинца, моноблоков. АКБ производится с использованием особой активной массы, в состав которой входит импортное синтетическое волокно Primafloc и специальная добавка Vanisperse, позволяющие значительно улучшить стартерные характеристики. Это особенно важно при эксплуатации в условиях российской зимы.

Преимуществом производства сухозаряженных АКБ на ОАО «ЗиД» также является использование итальянских печей фирмы ITAS для сушки электронных пластин. Данный процесс осуществляется в среде инертного газа. При этом обеспечивается минимальное содержание двуокиси свинца в отрицательных пластинах и абсолютное отсутствие влаги. Аккумуляторные батареи, собранные из таких пластин, выдерживают проверку по всем видам испытаний по ГОСТ 959-2002. Качество аккумуляторов подтверждено Сертификатом соответствия Госстандарта России и соответствует требованиям DIN 43539. Технологический процесс изготовления согласован с военной приемкой и аттестован в соответствии с международной системой качества ИСО 9001-2000. ОТК завода имеет большой опыт контроля над выпуском военной продукции. Это исключает возможность попадания бракованных батарей к потребителю. Да и гарантия на АКБ «ЗиД» дается сроком на 24 месяца.

Завод имени Дегтярёва является поставщиком Министерства обороны Российской Федерации. Как раз в 2006 году предприятием по заказу военного ведомства разработана батарея 6СТ-190 А5 с номинальным напряжением 12 V, емкостью 190 А/ч, током стартерного разряда 700 А, током холодной прокрутки 1160 А.

Эта аккумуляторная батарея рассчитана на эксплуатацию в крайне суровых условиях. Разработчики потрудились на славу. Новая АКБ одобрена Минобороны и уже поставляется в войска в рамках государственного оборонного заказа. Кстати, новая батарея легко узнаваема, так сказать, по дизайну. Если основная гамма аккумуляторов выпускается в красных моноблоках, то 6СТ-190 А5 — белая с желтой крышкой, на этикетке красуется белый медведь.

Среди крупных потребителей аккумуляторов производства «ЗиД» можно упомянуть не только ВПК, но и ряд отечественных автомобильных заводов. На сегодня ведутся переговоры о поставке АКБ с импортными автозаводами. Продукция завода пользуется спросом не только в РФ, но и в бывших союзных республиках (Беларусь, Украина, Азербайджан, Казахстан), в странах дальнего зарубежья.

В нашем конструкторском бюро целый участок занимается аккумуляторными батареями. Данное направление является довольно перспективным. Следует отметить, что сейчас завод имени Дегтярёва выпускает аккумуляторные батареи только собственной конструкции. Но предприятие готово к сотрудничеству в рамках развития бизнеса по производству АКБ.

В 1999 году в городе Боре, неподалеку от Нижнего Новгорода, совместно с корпорацией Exide был дан старт проекту завода по выпуску стартерных АКБ «Тубор». Инициатором с российской стороны выступила фирма «Евразия». Оборудование и технология были поставлены корпорацией Exide (США). Специалисты Exide отбирали персонал, обучали на своих заводах в Испании.

Первоначально предприятие занималось лишь сборкой аккумуляторных батарей из европейских комплектующих. Из-за рубежа поступали корпуса, пластины, сепараторы. На нижегородском заводе собирали и формировали батареи «Титан».

В настоящее время проект является интегральным с полным циклом автоматизированного производства всех составляющих аккумуляторов. Проектная мощность завода — 2 миллиона АКБ в год.

Главный технолог филиала ООО «Тубор» Дмитрий СЕМЕННОВ:
— Завод на данный момент выпускает 1 миллион аккумуляторных батарей в год. Номенклатура достаточно обширна — АКБ для автомобилей и тракторов емкостью от 45 до 210 А/ч. На предприятии впервые в России была применена технология Са / Са, с добавлением кальция как в положительные, так и в отрицательные электроды. Это улучшает электрохимические показатели, сводит к минимуму выкипание воды — добавлять ее в батареи производства компании «Тубор» не нужно. Вдвое больше стал срок хранения аккумуляторов в залитом и заряженном виде (более года), увеличены пусковые токи за счет специальных пластин и активной массы с увеличенной пористостью. Благодаря кальцию пластины не подвергаются коррозии — и срок службы батареи увеличивается.

Также используется «гибридная» технология, являющаяся «классической» европейской технологией производства аккумуляторов.

Заявленный срок эксплуатации наших АКБ составляет 24 месяца, а на некоторые типы батарей гарантия достигает трех лет. Естественно, при условии правильной эксплуатации.

Мы выпускаем самые разнообразные аккумуляторные батареи для грузовых автомобилей. Начиная с легких грузовиков. Если говорить о емкости тяжелых батарей, она варьируется от 130 до 210 А / ч. Причем тяжелые батареи производятся как с болтовыми креплениями, так и с классическими клеммами. Что касается других параметров, то номенклатура грузовых батарей обеспечивает пусковые токи от 850 до 1280 А. Стоит также упомянуть, что в наших батареях для грузовых автомобилей в крышке устанавливается индикатор заряда, что работает на удобство эксплуатации.

Процесс зарядки АКБ контролируется компьютерной программой. Основным отслеживаемым параметром является температура электролита в батарее. В результате исключаются такие моменты, как кипение электролита, приводящее к коррозии электродов, выпадению активной массы и деформации электродов.

Разноименные решетки пластин изготовлены из кальциевого и низкосурьмянистого сплавов методом атмосферного литья. Для грузовых батарей это немаловажно, так как обеспечивает прочность конструкции.

АКБ выпускаются в виброустойчивом исполнении (heavy duty). На дно моноблока заливается виброгасящий клей. Это резиноподобная, достаточно эластичная субстанция. Она позволяет ослабить передающиеся на пластины аккумулятора вибрации, связанные с работой двигателя, с некачественным дорожным покрытием. Вследствие использования такой прослойки сводится к минимуму вероятность осыпания пластин или короткого замыкания, так как пластины прочно зафиксированы.

В структуре выпускаемой заводом продукции около 15 процентов составляют тяжелые батареи. Таким образом, около 150–200 тысяч АКБ производства «Тубор» предназначены для грузовых автомобилей.

Хотя постоянно растут цены на свинец, увеличивается срок службы аккумуляторных батарей, спада спроса на нашу продукцию не наблюдается. Напротив, в 2007 году мы планируем увеличить объемы производства, в том числе и грузовых аккумуляторов, в два раза.

Закрытое акционерное общество «Подольский аккумуляторный завод» производит АКБ уже на протяжении 75 лет. Выпускает различные типы аккумуляторных батарей для легковых, грузовых автомобилей, тракторов и мотоциклов. Система качества предприятия сертифицирована Госстандартом РФ. Высокий научно-технический и производственный потенциал ЗАО «ПАЗ» позволяет решать задачи подготовки производства и массового выпуска аккумуляторных батарей, востребованных рынком, как типовых, так и новых разработок. Сегодня это одно из крупнейших предприятий в РФ, специализирующихся на производстве АКБ.

Генеральный директор ЗАО «Подольский аккумуляторный завод» Александр ЛОСИНСКИЙ:
— Начиная с 2003 года, цены на свинец на мировом рынке выросли практически в четыре раза. С $450 почти до $ 1800 за тонну. Аккумуляторные батареи подорожали не так значительно. Между тем, основная составляющая себестоимости АКБ — от 40 до 60 процентов — как раз цена сырья.

Для Минобороны мы поставляем батареи в сухозаряженном исполнении. Это не содержащие электролита АКБ, пластины которой заряжаются непосредственно на заводе в процессе производства. Герметичность моноблоков предохраняет пластины аккумулятора от коррозии под воздействием влаги и воздуха. Это позволяет обеспечить длительное хранение изделия — до трех — пяти лет, что недопустимо для залитой батареи. Для остальных потребителей завод поставляет батареи, полностью готовые к немедленной эксплуатации.

Перейдем непосредственно к номенклатуре продукции. Для грузового транспорта подольский завод выпускает двенадцативольтовые стартерные батареи емкостью от 75 до 190 А / ч. Это: 6СТ-75ТМ, 6СТ-90ТМ, 6СТ-90Аз, 6СТ-132ТМ, 6СТ-150А, 6СТ-190А и 6СТ-190ТМ. Эти АКБ применяются на автомобилях ГАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, КамАЗ, МАЗ, БелАЗ, а также на автобусах и тракторах. Производятся на предприятии и шестивольтовые стартерные батареи для тракторов, комбайнов и автогрейдеров.

В структуре сбыта предприятия 25–30 процентов составляют так называемые поставки на конвейер. ЗАО «ПАЗ» поставляет аккумуляторы для комплектации машин ТагАЗа, Ликинского и Павловского автобусных заводов. Большое количество наших АКБ идет на заводы колесных тягачей, в воинские части, на предприятия нефтегазового комплекса, в частности, на «Сургутнефтегаз».

Процесс производства всех батарей контролируется самым тщательным образом. В случае военной приемки АКБ получаются на 5–10 процентов дороже. Разница в цене объясняется удлиненным производственным циклом. Если обычно цикл производства аккумулятора для народно хозяйственного комплекса составляет в среднем 10 дней, то при работе с военной приемкой он удлиняется до 20–25 дней. Это объясняется необходимостью контроля над результатами каждого процесса. В итоге оборачиваемость средств снижается в 2–2,5 раза.

Мы не делаем ставку на какой-то один тип АКБ. Стараемся поддерживать максимально широкую гамму батарей. Такая политика себя оправдывает, позволяя не так сильно зависеть от конъюнктуры рынка, которая довольно изменчива.
Если сейчас Подольский аккумуляторный завод ориентирован на выпуск малосурьмянистых батарей, наиболее надежных, удобных в эксплуатации, то в ближайшие годы планируется отладить производство легированных кальцием аккумуляторов, а также АКБ, изготовленных по гибридной технологии.

Подводя итоги
Отечественные производители аккумуляторных батарей не скрывают, что цены на их продукцию постоянно повышаются и будут повышаться. Даже если вопреки прогнозам большинства зарубежных и российских аналитиков свинец вдруг перестанет дорожать, в корне ситуация не изменится. Объяснений дальнейшему росту цен можно придумать великое множество. Это и повышение тарифов на электроэнергию, и существующий спрос на АКБ, и всё, что угодно. Многие дилеры российских аккумуляторных заводов, ссылаясь на всё новые и новые прайс-листы, «сбрасываемые» производителями один за другим, сегодня уверенно констатируют: цены на АКБ продолжат расти и в 2007 году.

Подготовил Сергей Милютин
Журнал "Ура-Трак"

В вашем браузере отключена поддержка Jasvscript. Работа в таком режиме затруднительна.
Пожалуйста, включите в браузере режим "Javascript - разрешено"!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.
Вы используете устаревшую версию браузера.
Отображение страниц сайта с этим браузером проблематична.
Пожалуйста, обновите версию браузера!
Если Вы не знаете как это сделать, обратитесь к системному администратору.